Цель, задачи, основные направления методической работы
Целью методической работы является повышение результативности образовательного процесса в детских объединениях, структурных подразделениях и в целом в организации.
Основные задачи методической работы:
- рост профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
- внедрение в практическую деятельность педагогических работников современных педагогических технологий;
- развитие творческой самостоятельности педагогических работников, формирование у них самостоятельного педагогического мышления, стимулирование осознания ими необходимости и значимости содержательных и методических перемен в образовательном процессе;
- оказание методической помощи при подготовке и проведении различного рода инновационной деятельности.
Основные направления методической работы:
- повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
- информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса;
- осуществление инновационной деятельности;
- психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Наши публикации
Инновации в образовании
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).
В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методов и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.
В зависимости от специфики и места использования различают несколько нововведений.
Технологические инновации | касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. |
Методические инновации | это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. |
Организационные нововведения | освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций, предполагающих изменения соотношения сфер влияния. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в классах, группах, школьных и внешкольных коллективах. |
Управленческие нововведения | затрагивают структуру, методов управления, ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач. |
Экономические инновации | охватывают положительные изменения ы финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании. |
Социальные нововведения | активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников; проблемы социально-профессиональной адаптации молодых специалистов. |
Юридические инновации | Это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений |
Под инновациями в обучении предполагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методов оценивания образовательного результата.
Организация занятий
(без разрушения классно-урочной системы):
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
- создание профильных классов;
- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
- игровые методики
Организация занятий
(с разрушением классно-урочной системы):
- метод проектов;
- школа-парк;
- создание схем сетевого взаимодействия;
- индивидуальные образовательные траектории;
- тьютерство.
Представление и передача содержания образования:
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков;
- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- метод погружения;
- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
- проблемное обучение;
- исследовательская деятельность и др.
Под инновациями в воспитании предполагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:
- создание различных вариантов школы полного дня;
- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
- создание гувернерской службы внутри школы;
- создание детско-родительских объединений вокруг школы;
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности и др.
Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:
- маркетинговые исследования в практике школ;
- создание систем автоматизации школьного управления;
- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;
- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;
- создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);
- введение ваучеров в системе повышения квалификации.
К инновациям в управлении и в экономике можно отнести:
- нормативно-подушевое финансирование;
- перевод образовательных учреждений в статус АНО;
- реформирование системы оплаты труда.